Веневитинов, Дмитрий Владимирович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Дмитрий Владимирович Веневитинов
На акварели П. Ф. Соколова
На акварели П. Ф. Соколова
Дата рождения 14 (26) сентября 1805
Место рождения
Дата смерти 15 (27) марта 1827 (21 год)
Место смерти
Гражданство (подданство)
Образование
Род деятельности поэт, переводчик, философ
Язык произведений русский
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Дми́трий Влади́мирович Веневи́тинов (14 [26] сентября 1805, Москва, Российская империя15 [27] марта 1827, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик, философ.

Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября 1805 г. в Москве в приходе ныне утраченной церкви Архидиакона Евпла, что находилась на пересечении Мясницкой улицы и Милютинского переулка. Его отец, отставной прапорщик Семёновского полка Владимир Петрович Веневитинов (1777—1814), происходил из богатой воронежской дворянской семьи. Мать, Анна Николаевна, происходила из княжеского рода Оболенских-Белых. Через неё Дмитрий Веневитинов состоял в дальнем родстве с А. С. Пушкиным (приходился четвероюродным братом).

Портрет отца

Веневитинов вырос в сохранившемся доме в Кривоколенном переулке, где получил классическое домашнее образование, которым руководила мать. Французскому и латинскому языкам, а также классической литературе, учил Веневитинова его гувернёр д'Оррер (D'Horrer) — отставной французский офицер, греческому — грек Бейля (Байло), живописи — художник Лаперш. Русскую словесность преподавал профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков, а музыку, вероятнее всего, И. И. Геништа. Прекрасно изучил Веневитинов и немецкий язык, по-видимому, под руководством Х. И. Герке — гувернёра его рано умершего брата Петра.

В 1822 году Дмитрий Веневитинов поступил слушателем в Московский университет, где увлёкся немецкой философией и романтической поэзией. В университете слушал отдельные лекции, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова, И. И. Давыдова, М. Г. Павлова и Лодера. В 1823 году успешно сдал экзамен по университетскому курсу и в 1824 году поступил на службу в Московский архив коллегии иностранных дел[2]архивные юноши» — так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своём романе «Евгений Онегин»). В августе — сентябре 1824 года вместе с младшим братом Алексеем посетил свои воронежские имения, что ярко отразилось в его письмах.

Предположительный Портрет поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова, ок. 1820 г.

Веневитинов организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, формально не являясь его членами, М. П. Погодин и С. П. Шевырёв. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии — трудов Фридриха Шеллинга, Иммануила Канта, Фихте, Окена, Фридриха Шлегеля и других. Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник».

В ноябре 1826 г. Веневитинов, по протекции княгини Зинаиды Волконской, перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. При въезде в Петербург поэт, вместе с Ф. С. Хомяковым и библиотекарем графа Лаваля О. Воше, провожавшим в Сибирь жену декабриста кн. С. П. Трубецкого, Екатерину Ивановну (урождённую Лаваль), был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл три дня под арестом на одной из гауптвахт Петербурга. Допрашивал Веневитинова дежурный генерал Главного штаба А. Н. Потапов. По словам биографов, арест и допрос сильно подействовали на Веневитинова. Поселились Веневитинов и Хомяков в доме Ланских. Пребывание вдали от родных и друзей, вдали от родной Москвы угнетало поэта, хотя круг общения в Петербурге и был довольно широк: здесь уже жили В. Ф. Одоевский и А. И. Кошелев. Частым гостем Веневитинова был А. Дельвиг.

Могила Д. В. Веневитинова на Новодевичьем кладбище

Веневитинов сильно простудился 2 марта, перебегая легко одетым с бала в доме Ланских в свой флигель. Умер 15 (27) марта 1827 г. в Петербурге в окружении друзей, по-видимому, от тяжёлой пневмонии, в возрасте 21 года. Отпели поэта в церкви Николы Морского. Тело было отправлено в Москву. Похоронили Д. В. Веневитинова 2 апреля 1827 года на кладбище Симонова монастыря в Москве. На похоронах были А. Пушкин и А. Мицкевич.

Веневитинов завещал надеть ему на палец в час кончины перстень из Геркуланума — подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытьё, перстень надел на его палец А. С. Хомяков. Вдруг Веневитинов очнулся и спросил: «Разве меня венчают?» И умер.

22 июля 1930 года при ликвидации некрополя и сносе Симонова монастыря прах Д. В. Веневитинова был эксгумирован и перезахоронен на Новодевичьем кладбище (участок №2, ряд 13)[3]. Прах матери и брата Дмитрия, Алексея Веневитинова, перезахоронен не был. Могилы были уничтожены. При эксгумации перстень был снят с пальца поэта супругой архитектора Петра Барановского Марией Юрьевной и сейчас хранится в Литературном музее[4].

Творчество

[править | править код]

В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).

Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.

Центральная тема последних стихотворений Веневитинова — судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:

…Но в чистой жажде наслажденья
Не каждой арфе слух вверяй
Не много истинных пророков
С печатью тайны на челе,
С дарами выспренних уроков,
С глаголом неба на земле.

Ряд стихотворений Веневитинова 1826—1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:

…Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.

Веневитинов был также известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».

Философские взгляды

[править | править код]

Веневитинов имел весьма специфические взгляды относительно соотношения человека и природы для своего времени. Он полагал, что религия, наука и искусство — это области торжества человека. Именно развивая их, человек отделяется от природы и может в полной мере называться человеком. Если многие мыслители той эпохи говорили о необходимости возвращения человека к природе, то Веневитинов видел в ней противника человека, а с религиозной точки зрения считал её продуктом его падшести[5].

Памятник Дмитрию Веневитинову и усадьба Веневитиновых в Новоживотинном (скульптор — М. И. Дикунов)

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 Веневитинов Дмитрий Владимирович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Императорский Московский университет, 2010, с. 117.
  3. Яндекс. yandex.ru. Дата обращения: 23 марта 2024.
  4. Александр Васькин. Кривоколенный переулок, дом 4 (дом Веневитиновых) // Путеводитель по пушкинской Москве. — М.: Спутник+, 2016. — С. 50-54. — 320 с. — ISBN 978-5-9973-3700-1.
  5. Удалова Н. Е. Этико-антропологические воззрения Дмитрия Веневитинова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2017.

Библиография

[править | править код]
  • Барсуков Н., Жизнь и труды Погодина. — СПБ., 1888—1899 (см. по указателю при последнем XXII т.).
  • Бобров Е., Философия в России, сб. II и Известия отделения русск. яз. и словесн., т. XV, кн. 1. — СПБ., 1910.
  • Бобров Е., Литература и просвещение в России XIX в., т. I. — Казань, 1901.
  • Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь / А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 117—118. — 894 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. — М. — Л., 1962.
  • Каменский З. А. Московский кружок любомудров. — М., 1980. — 327 с.
  • Котляревский Н., Старинные портреты. — СПБ., 1907.
  • Кошелев А. И., Литературные записки. — Берлин, 1884.
  • Мордовченко Н. И., Русская критика первой четверти XIX в. — М. — Л., 1959.
  • Новичихин Е. Г. «Счастлив, кто прожил, как он…»: Вступит. статья //Дмитрий Веневитинов. Усадьбы Веневитиновых. Творческое наследие поэта. — Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2010. — С. 5-12.
  • Оксман Ю., Цензурные материалы о Веневитинове // «Лит-й музеум». — I. — П., 1921.
  • Пятковский А. П., Кн. Одоевский и Веневитинов, 3-е изд. — СПБ., 1901.
  • Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма, кн. В. Ф. Одоевский, т. I. — M., 1913.
  • Стратен В. В., Веневитинов и «Московский вестник», Известия отделения русск. яз. и словесн. Р. А. Н., т. XXIX. — Л., 1924.
  • Шпицер С., Материалы для биографии Веневитинова // «Голос минувшего». — № 1. — 1914.